Как сделать автомобильный сабвуфер
своими руками?
Наверное, я не открою большого секрета, если скажу, что небольшие
по размеру динамики, которыми оборудуют аудиосистемы в автомобиле,
не обеспечивают хорошее воспроизведение "басов" . Один из возможных
способов решения этой проблемы также хорошо известен - дополнить
стереосистему сабвуфером (общим для правого и левого стереоканалов
усилителем со своим динамиком, который воспроизводит низкочастотные
составляющие звукового диапазона до 200-250 Гц). Вот только стоит
такой акустический агрегат с дополнительным усилителем едва ли не
дороже всей стереосистемы вместе взятой. Поэтому я и решил сам
взяться за его изготовление. Для сборки сабвуфера я приобрел
10-дюймовый низкочастотный динамик ALTRONIX E-RSW1039A (рис. 1), два
электронных набора для радиолюбителей - "Активный блок обработки
сигнала для сабвуферного канала" и "Мощный одноканальный усилитель
низкой частоты" (МАСТЕР КИТ NM2117 и NM2034),
5 м специального кабеля (ROCAR HIENDPCOFC SPEAKER CABLE) для
подключения акустической системы, корпус для сборки электроники
(Z-4A), клеммы, разъемы, штекеры.
Рисунок 1. Низкочастотный динамик ALTRONIX E-RSW1039A
Но сначала пришлось заняться изготовлением корпуса
акустической системы типа "закрытый ящик" с фазоинвертором (см. рис.
2).
Рисунок 2. Конструкция корпуса акустического агрегата
закрытого типа с фазоинвертором
Полезный объем корпуса V, диаметр d, длину l трубы фазоинвертора и другие
параметры рассчитал на компьютере с помощью программы JBL
SpeakerShop (для расчетов можно воспользоваться и этой программой). Все эти расчеты
программа выполняет исходя из характеристик используемого динамика
(полной добротности Qts, резонансной частоты Fs, эквивалентного объема
Vas и т.д.). В
моем случае получилось: d=60 мм, l=96 мм. Для динамиков другого типа
эти параметры будут, естественно, другими, и в конструкцию
акустического агрегата необходимо внести соответствующие
изменения.
Проще всего в домашних условиях сделать корпус для сабвуфера
в виде круглого бочонка, у которого динамик встроен в одно из
донышек. При этом оба донышка можно вырезать электролобзиком из ДСП
или многослойной фанеры (рис. 3), а цилиндрический корпус согнут из
листа ДВП.
Рисунок 3. Оба круглых донышка корпуса выпилены лобзиком из
ДСП
Сначала я сомневался в прочности такой конструкции и
предполагал наклеить два слоя, но после завершения сборки все мои
сомнения развеялись, так как корпус получился очень жестким и с ДВП
в один слой. Согнуть же заготовку из листа ДВП в цилиндр оказалось
довольно просто. Для этого ее достаточно распарить с внешней
стороны, проглаживая утюгом через мокрую тяпку.
После того как лист ДВП был согнут, круглые донышки я вклеил
ПВА и дополнительно закрепил скобками с помощью строительного
степлера. Готовый корпус с внешней стороны обшил ковролином (наклеил
и закрепил скобами) (рис. 4).
Рисунок 4. Готовый корпус обшивается ковролином
В заключение вклеил трубу фазоинвертора, закрепил на задней
панели вставку с клеммами для подключения, подпаял провода и
установил на место динамик. Все получилось очень неплохо (рис.
5).
Рисунок 5. Акустический агрегат в собранном виде
Со сборкой электроники никаких проблем не возникло. В оба
набора вложены довольно подробные и понятные инструкции, по которым
все можно собрать и подключить легко и просто (рис. 6).
Рисунок 6. Со сборкой электроники из наборов МАСТЕР КИТ не
возникло никаких проблем
Единственное, что сделал не по инструкции - вместо
рекомендованного для микросхемы усилителя мощности радиатора
площадью 600 см2 установил радиатор центрального процессора (разъем Socket 370) с
вентилятором, оставшимся после модернизации компьютера. Замена
оказалась вполне приемлемой.
И, наконец, электронику я специально вынес в отдельный
корпус, хотя рациональнее было бы поместить ее в корпусе
акустического агрегата, выгородив для этого специальный отсек. Но
мне очень хотелось самому "покрутить" все эти ручки и настроить
сабвуфер непосредственно в салоне автомобиля при прослушивании
реальной "музыки" . Поэтому собранный усилитель я разместил в
перчаточном боксе (рис. 7), а на его лицевую панель дополнительно
установил отдельный выключатель питания.
Рисунок 7. Электронный блок сабвуфера установлен в
перчаточном боксе, называемом в просторечье "бардачком"
Звучит стереосистема с самодельным сабвуфером ничуть не хуже,
чем с фирменным, а стоит в несколько раз дешевле. Но главное в том,
что мне удалось это сделать своими руками.
|